Конфигурация Системы быстрых платежей (СБП) сейчас не позволяет отменять операции и, соответственно, автоматически делать возврат средств, но магазины могут совершить возврат другими способами, а в перспективе – перечислять деньги как отдельную операцию, рассказали «Ведомостям» участники рынка.
Это вопрос доработок, и сложностей он не ждет: по сути, оплата через СБП – это перевод со счета клиента на счет продавца, а вернуть деньги можно обратным переводом – для этого СБП не требуется. В СБП не предусмотрен автоматический возврат, но его банк перечисляет деньги иными способами, для этого компании достаточно запросить это через письмо в интернет- или мобильном банке, говорят эксперты.
По их словам, покупатели, как правило, рассчитывают получить деньги при возврате товара в том формате, в котором была оплачена покупка, и важно, чтобы СБП поддерживала все сценарии расчетов с покупателями, к тому же согласно указанию ЦБ продавец может отдать стоимость возвращенного товара из кассы наличными только в том случае, если товар был также оплачен наличными. Вопрос с возвратами в СБП лежит не в технической, а в законодательной плоскости, на этапе пилота сеть будет использовать существующие механизмы возврата средств за товар и, возможно, скоро появятся нормативные документы для возвратов через СБП, поясняют эксперты.
Представители ЦБ и Национальной системы платежных карт (НСПК; операционный центр СБП) обещают, что к массовому запуску оплаты покупок через СБП опция возврата средств появится: изменений нормативных актов не потребуется, добавляет представитель регулятора; в ближайшее время функция возврата будет реализована, ее необходимость обсуждалась с НСПК еще на старте пилота, ждет представитель «Детского мира», где тестируют оплату по QR-коду.