ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
+7 (3955) 586-066
trust@catrust.ru
Накопленный с июля 2018 года по апрель 2019 года средний эффект от повышения НДС для инфляции составил 0,55—0,7 процентного пункта. Такие данные приводятся в опубликованной на сайте ЦБ аналитической записке «Оценка вклада повышения НДС в годовую инфляцию».
В июле 2018 года был принят закон о повышении основной ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20% с 1 января 2019-го с целью увеличения ненефтегазовых доходов бюджета, при этом НДС на товары льготной категории остался неизменным — 10%. «Для оценки вклада НДС в инфляцию в работе используется микроэконометрический подход разности разностей, основанный на идее, что НДС был повышен на товары и услуги, облагаемые по основной ставке, в то время как НДС на товары и услуги льготной категории остался неизменным. Товары и услуги по льготной ставке НДС являются контрольной группой для товаров и услуг по основной ставке», — уточняется относительно методов исследования.
«Согласно оценкам, полученным по методу разности разностей (основной модели) и методу тройной разности (тестирующей на устойчивость модели), вклад повышения базовой ставки НДС в годовую инфляцию составил 0,55 —0,7 п. п. с июля 2018 года по апрель 2019 года. Основной эффект переноса пришелся на январь 2019 года, тогда как упреждающего эффекта не обнаружено. Последствием повышения НДС является снижение спроса со стороны потребителей, причем эластичность спроса по цене в 1,7 раза ниже эластичности предложения. Полученные оценки переноса НДС в инфляцию сопоставимы с результатами по другим странам. Так, в Германии повышение НДС на 3 п. п. привело к росту инфляции около 1 п. п., в Польше повышение НДС на 1 п. п. привело к росту цен на 0,3—0,5 п. п.», — указано в аналитической записке.
Направлением дальнейшего исследования является оценка косвенного эффекта переноса НДС в инфляцию, а также оценка переноса на региональном уровне. Чтобы более полноценно рассмотреть косвенное влияние НДС на инфляцию, можно было бы воспользоваться таблицами «затраты — выпуск», чтобы узнать, какую долю промежуточные товары и услуги, облагаемые по полной ставке НДС, составляют в производстве конечных товаров и услуг, облагаемых по льготной ставке, говорится в материале.
В докладе уточняется, что он выражает личную позицию автора, которая может не совпадать с официальной позицией Банка России.