ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
+7 (3955) 586-066
trust@catrust.ru
Обвальное падение нефтяных котировок на фоне сообщений о распространении коронавирусной инфекции COVID-2019 привело к тому, что разрыв между рыночной ценой на нефть и планкой отсечения по бюджетному правилу сократился до минимального значения за время действия последней версии бюджетного правила в России, пишет РБК. Согласно действующему с 2018 года бюджетному правилу, все нефтегазовые доходы бюджета сверх установленной цены отсечения поступают в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который является суверенной «подушкой безопасности».
Стоимость апрельского фьючерса на нефть марки Brent в ходе торгов 27 февраля составляла на 18:35 мск на минимуме 50,97 доллара, следует из данных Bloomberg. Таким образом, превышение над ценой отсечения достигло 8,5 доллара — минимума за все время действия бюджетного правила с 2018 года, следует из расчетов РБК. Контракт Brent с поставкой в мае торгуется еще дешевле — на уровне 50,77 доллара. За последнюю неделю мировые цены на нефть упали на 13%. Стоимость российской нефти Urals опустилась ниже 50 долларов за баррель. Текущие котировки нефти упали ниже прогнозной цены, заложенной в федеральном бюджете на 2020 год.
Пока фактическая цена на нефть Urals превышает базовую (в этом году порядка 42 долларов за баррель), осуществляются операции по покупке валюты в объеме дополнительных нефтегазовых доходов, сообщили в пресс-службе Минфина. В случае снижения фактических цен ниже этого уровня предусмотрено проведение операций по продаже валюты в объеме выпадающих нефтегазовых доходов, добавили в ведомстве.
По словам главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой, бюджетное правило обеспечивало рынку снижение корреляции между движением валютного курса и ценой на нефть, но по мере приближения к цене отсечения эта корреляция будет восстанавливаться. Приближение рынка к значениям 50 долларов за баррель будет означать рост волатильности рубля. В случае если нефтяные котировки упадут ниже 50 долларов за баррель, зависимость рубля от нефти резко усилится, помешать не сможет даже эффект бюджетного правила, отмечали аналитики Sberbank CIB в августе 2019 года. Снижение цен на нефть скажется прежде всего на курсе рубля, рассуждает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец: «Наша оценка чувствительности курса к ценам на нефть — 3% ослабления курса на 10% снижения цены». В базовом сценарии с ценой на нефть в среднем около 60 долларов курс рубля в 2020 году составит 65 рублей за доллар, прогнозирует она. Если же стоимость барреля останется на уровне 52 долларов, курс может превысить 68 рублей за доллар, пояснила Донец.
По мнению экономистов, нефть уже находится в опасном для российского бюджета диапазоне, давление на рубль и ОФЗ может заметно возрасти, а если развалится сделка ОПЕК+ по дополнительному сокращению добычи, то рублевые активы ждут серьезные неприятности. С точки зрения бюджетной политики Донец не видит напряженности даже в сценарии с нефтью по $52 за баррель. Из-за снижения нефтегазовых доходов профицит федерального бюджета, по ее оценке, составит 0,3–0,4% ВВП против 1% в базовом сценарии с нефтью по $60. «Однако это в любом случае нефть выше целевой, даже в этом сценарии бюджет стабилен, накопление резервов продолжается», — заверяет эксперт.
Главный эффект от снижения цены на нефть будет заключаться в росте волатильности нефтегазовых доходов бюджета, считает главный экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков. «Мне кажется, что прямые последствия волатильности нефтегазовых доходов невелики, по сути приводят лишь к замедлению накопления ФНБ. С другой стороны, такие эпизоды волатильности лишний раз напоминают о необходимости придерживаться сбалансированной бюджетной политики, добавляют аргументов за сохранение неизменных параметров бюджетного правила», — говорит Исаков.